Тайна винной этикетки

статья винная этикетка адаптив.jpg

«Чтобы без русской контрэтикетки! И без серы в составе. А какой сорт винограда? Что значит несколько? Нет, нужно, чтобы в вине был один сорт, не набодяженное! И вот этот год: это когда виноград собрали? Белое нельзя пить старше одного года в бутылке: это я в передаче слышал, покажите мне вино 2023 года…»

Выбор вина – дело сложное. Нужно знать «матчасть». Однако не каждый любитель вина, тем более новичок, осознанно относится к своему увлечению: окончил Винный Интенсив в Академии Вина (к примеру) и уверенно и виртуозно заказывает Шабли к устрицам, маме «подгоняет» полусухое ягодное Примитиво к лазанье, а друзьям составляет подборку российских вин «без оверпрайса, но чтобы качество!»

А что поможет при выборе вина: если вы совсем новичок? И Винный Интенсив или даже Курс школы сомелье у вас впереди?

Раз: доверие к кависту (специалист, работающий в винном магазине) или сомелье (специалист по вину в ресторане) и его рекомендациям. Два: не лениться обращаться к сайту производителя вина. Три: запомнить основы чтения винной этикетки!


1-й шаг: цена и год

Вкус и аромат вина очень сильно зависят от его возраста. Вино – живой организм, оно рождается, созревает, взрослеет, стареет и – да – умирает (часто раньше времени и от неверного хранения). При этом срок у каждого вина свой.

Кто-то любит более «свежие» вина – фруктовые (белые) или ягодные (розовые или красные). Виноделы производят много таких вин, откликаясь на запросы рынка. Эти вина действительно «живут» в бутылке 2, максимум 3 года. Как узнать такое вино по бутылке или этикетке? В большинстве случаев это ценовая категория до 1000-1500 рублей, но и более дорогие «фрешевые» белые вина часто делают не предназначенными для выдержки.

Кто-то предпочитает выдержанные вина: чаще всего это красные. В бутылке при хранении вино созревает и приобретает более сложные ароматы и вкус. Розовые вина практически все имеют небольшой потенциал развития и хороши молодыми. Белые иногда созревают в бутылке на протяжении нескольких лет и даже десятилетий, как правило это напитки в высокой ценовой категории.

Мода – это хорошо, но важно ориентироваться на свои вкусовые предпочтения: звездная дегустация в Академии Вина про ступени развития вкуса поможет вам лучше понять, на какой находитесь вы и какой оптимальный список вин для вас!

На что ориентироваться: год на этикетке – это год урожая винограда.

Подсказка: смотрите не только на этикетку, а на бутылку. Прозрачное стекло? Винтовая или стеклянная пробка? Вино готово, пейте его сейчас, хранение его не улучшит, а фотостарение (свет) губителен для такого вина в прозрачной бутылке.

А что насчет цены?

          бюджетное вино до 1000 рублей – идеальный вариант, если вину не больше года-двух. Оно создано для того, чтобы быть выпитым молодым: почти без исключений.

          авторское вино от 1500 до 2500 рублей – оно уже может пожить в бутылке чуть дольше. Белые, игристые и розовые сохранят свой букет пару лет, а красное вполне может подождать своего ценителя целую пятилетку.

         дорогое вино – тут нужно улучить подходящий момент и купить вино тогда, когда оно достигло своего пика. Или: купить пораньше (рынок не ждет!) и правильно «состарить». В этом вам помогут подготовленные экспертами региональные таблицы, отзывы сомелье/кавистов и информация на сайте винодела-производителя.

2-й шаг: сорт винограда и классификация

На большинстве этикеток винодел указывает сорт винограда: на новосветских почти всегда (вина из Аргентины, Чили, ЮАР, Австралии…), поэтому часто с них мы и начинаем знакомство с вином. Кстати, есть и вторая причина: из-за климата и хорошего вызревания новосветские вина готовы сразу, а некоторые улучшают свое качество с годами.

На этикетках вина из Старого Света (Европа) виноделы придерживаются германского или романского принципа. Германский – указывать сорта винограда (например, Рислинг из Мозеля, Германия). Романский – не указывать сорт (ведь большинство сортов международные, и вырастить их можно где угодно), а делать упор на апелласьон (защищенное наименование по месту происхождения): Шампань – это игристое вино, сделанное традиционным способом, только Франция, только винодельческий регион Шампань, определенные сорта винограда и т.д. Романский подход сложнее: чтобы дешифровать этикетку, нужно учить «матчасть».

Но с другой стороны, даже если сорт винограда указан на этикетке, вы должны знать его характеристики (тогда это поможет при выборе). Опять же: Шардоне – может быть выращен в самом разном климате и на разных почвах, плюс это « сорт винодела» - абсолютно разные винодельческие практики, вчера вы были в восторге от бочкового калифорнийского – сегодня вам не понравилось кислотное Шабли (тоже из Шардоне).

Однако новичку все же проще «двигаться» в своем познании вина – начиная с сортов винограда. Попробуйте оценить 3 главных белых международника: Рислинг, Шардоне и Совиньон Блан. Если не хочется покупать 3 бутылки более чем за 4000 р., лучше потратить эту сумму на 5-часовой курс WINE ДЕДЛАЙН в Академии Вина, где мы пробуем 12 дегустационных образцов, в том числе 3 вина из главных белых сортов винограда, а также развенчиваем 60 мифов о вине.

А что насчет классификации? Все вина делятся на столовые, географические и вина апелласьонов (защищенного наименования по происхождению). Эта классификация популярна в Европе и служит защитой от подделок, а также гарантирует типичность вина. Поэтому столовые – это как правило самые недорогие и простые, географические – интереснее, но их проще изготовить в плане законодательства (хотя зачастую это авторские дорогие вина), а вот надпись апелласьона на этикетке – Кьянти – вам гарантирует, что вы купите только красное вино, из сорта Санджовезе, но выращенного только в Тоскане (а не в ЮАР, к примеру) и определенным образом изготовленное или выдержанное.

Самый высокий контроль качества - у вин апелласьонов. На европейских этикетках они обозначаются двумя-тремя-четырьмя буквами в аббревиатуре: DO, DOP, AOP, ЗНМП и др. В Новом Свете редко используют статус апелласьонов в классификации, там делают упор на сорт, год и климат. Но не теряйте возможности купить не совсем дешевое географическое вино: скорее всего в бутылке что-то интересное от винодела, которому было тесно в рамках классификаций и он нарушил правила апелласьона во имя творчества)

3-й шаг: сахар

Мы готовы раскрыть главный секрет: количество сахара особо не влияет на качество вина. Если оно хорошо сделано, то понравится вам и в сдержанном сухом варианте, и в насыщенном сладком. Просто для каждого из них нужен свой повод и достойное сопровождение.

Самое главное в вине – это баланс: соотношение кислотности, фруктовости, алкоголя, сахара, танинов. Идеально, если танины сглажены, алкоголь не выпирает из баланса (спиртовые «выхлопы»), кислотность у белых и розовых может быть высокой (плюс к сочетанию с кухней). И сбалансированными могут быть любые вина. Более того: чаще всего производитель делает вино полусухим или полусладким во имя баланса: оставляет при брожении естественный сахар из винограда и таким образом уравновешивает слишком высокую кислотность или алкоголь.

Что касается десертных вин: их чаще пьют на десерт/дижестив (для медитации). Но и их можно прекрасно сочетать с гастрономией и наслаждаться! Так, например херес фино (сухой) считается самым гастрономичным вином мира, но не отстает и сладкий херес крим, а красный портвейн руби – супер-пара к стейку с ягодным соусом! Именно сладкие вина производят впечатление и открывают горизонты: всегда горячо рекомендуем наши дегустации херес и хамон или порто: 7 основных стилей

4-й шаг: винный словарь

Если с цифрами и аббревиатурами все более-менее понятно, то есть и множество винных терминов! Сложность в том, что они могут быть указаны на этикетке на разных языках.

Чем отличается Kabinett от Spatlese? 

Crianza от Reserva? 

Classico от Superiore? 

Очень часто производители делают упор на какие-то особенности виноградника. Например, старые лозы (old vines, vieilles vignes, vigne vecchie, cepas viejas или alte reben) или особо удачные условия расположения (Premier (1er) Cru, Grand Cru и Cru Bourgeois), но это, опять же, не гарантирует того, что вино произведет на вас какое-то особое впечатление.

Ну и, конечно, не стоит обращать внимание на яркие рекламные ярлыки об «ограниченной коллекции» или «особом выборе». Как правило, это просто впечатляющие слоганы и ничего больше. Как надпись grand vin на этикетке вина из Бордо за 900 р.: ну какое же это великое вино?

Термины любитель вина запоминает со временем: начните со знакомых слов и символов и двигайтесь дальше. Больше знаешь – меньше страха (но русскоязычной контрэтикетки предлагаем не бояться уже сейчас!)

Винный мир – это закрытая знаковая система, проводник в нее – обязателен. Поэтому 5-й шаг: не стесняйтесь пользоваться советами профессионалов и ходить на дегустации!

 

 

 

30.01.2023